Заказать обратный звонок

Обзор Закона Украины "О Национальном антикоррупционном бюро"

Тип статьи:
Авторская

14 октября 2014 года 278 народных депутатов Украины проголосовали за принятие законопроекта № 5085 «О системе специально уполномоченных субъектов противодействия коррупции» (О Антикоррупционном бюро).

По этому поводу, Петр Порошенко отметил, что «мы сделали решительный шаг по усилению борьбы с коррупцией — раковой опухолью, которая разъедает Украину».

Действительно, по развитию коррупции и взяточничества Украина занимает предпоследнее 24-е место среди 25-ти европейских государств. Согласно результатам опроса международной аудиторской компании Ernst & Young, наличие коррупции в Украине признает 91% предпринимателей. По этому показателю Украина уступает лишь России — там коррупцию признает 93% бизнесменов.

25 января 2015 вступает в силу Закон Украины «О Национальном антикоррупционном бюро». На данный закон государство возлагает большие надежды, как на такой, который будет регулировать вопросы коррупции на новом, более качественном уровне.

В этой статье будут проанализированы Закон Украины «О Национальном антикоррупционном бюро» (далее Закон) с целью освещения его основных аспектов.

В соответствии с преамбулой Закона, он определяет правовые основы организации и деятельности Национального антикоррупционного бюро Украины (далее — Бюро). Для того, чтобы понять назначение этого органа, необходимо обратиться к первой статье Закона. Там указано, что Бюро является государственным правоохранительным органом, на который возлагается предупреждение, выявление, пресечение, расследование и раскрытие коррупционных правонарушений, отнесенных к его подследственности, а также предупреждения совершения новых. Задачей Бюро является противодействие уголовным коррупционным правонарушениям, совершаемым высшими должностными лицами, уполномоченными на выполнение функций государства или местного самоуправления, и составляют угрозу национальной безопасности.

По организационным вопросам, следует отметить, что Бюро образуется Президентом Украины. Бюро состоит из центрального и территориальных управлений, которые являются юридическими лицами публичного права. Хмельницкое территориальное управление распространяет свою деятельность на Житомирскую, Винницкую, Ровенскую, Хмельницкую, Черновицкую области. В структуру центрального и территориальных управлений входят: информационно-аналитические, оперативно-розыскные и оперативно-технические, следственные подразделения, подразделения, осуществляющие выявление имущества, которое может быть предметом конфискации, подразделения быстрого реагирования, обеспечения безопасности участников уголовного судопроизводства, представление интересов в иностранных юрисдикционных органах, экспертные, финансовые, кадровые и другие подразделения.

Директор Бюро осуществляет руководство его деятельностью. Он назначается на должность с согласия Верховной Рады Украины и освобождается от должности Президентом Украины. Предварительно кандидаты на должность директора Бюро проходят конкурсный отбор. В результате отбора останутся три кандидата, из которых Президент Украины выбирает одного и подает его кандидатуру на рассмотрение Верховной Рады Украины.

Директор Бюро наделяется широким кругом полномочий. В Законе присутствуют 17 пунктов, в которых указаны полномочия Директора, однако, они могут быть расширены другими законами Украины. В свою очередь, Директора территориальных управлений Бюро назначаются на должность и освобождаются от должности Директором Бюро.

Законом определено, что предельная численность центрального и территориальных управлений Бюро составляет 700 человек, в том числе не более 200 человек командного состава.

К работникам Бюро относятся лица начальствующего состава, государственные служащие и другие работники, которые работают по трудовым договорам. На службу в Бюро принимаются на конкурсной, добровольной, контрактной основе граждане Украины, которым Законом ставятся определенные требования.

В то же время, в Законе урегулированы случаи, когда лицо не может быть назначено на должность в Бюро. К примеру:

1) лицо по решению суда признано недееспособным или ее дееспособность ограничена;

2) лицо имеет судимость за совершение преступления, если такая судимость не погашена или не снята в установленном законом порядке (кроме реабилитированного лица), или на которое в течение последнего года налагалось административное взыскание за совершение коррупционного правонарушения, или привлекалось судом к ответственности за совершение умышленного преступления;

3) в соответствии с приговором суда, вступившим в законную силу, лицо лишено права заниматься деятельностью, связанной с выполнением функций государства или занимать определенные должности;

4) лицо имеет гражданство другого государства;

5) в случае назначения лицо будет непосредственно подчинено лицу, являющемуся ее близкой лицом в соответствии с Законом Украины «О предотвращении коррупции»;

6) лицо не прошло специальную проверку;

7) лицо не прошло проверку и в отношении его установлен запрет в соответствии с Законом Украины «Об очистке власти»;

8) лицо не представило декларацию об имуществе, доходах, расходах и обязательствах финансового характера.

Таким образом, законодатель пытается помешать попаданию в состав Бюро лиц, репутация которых оставляет желать лучшего.

После назначения граждан на должность в органы Бюро, на них также распространяются запреты относительно членства в партиях, участия в политической деятельности. При назначении на должность в Бюро лицу сообщается о возможности проведения в отношении него проверки на добродетель и мониторинга образа жизни.

Что касается обязанностей Бюро, то к ним Законом отнесены:

1) осуществление оперативно-розыскных мероприятий с целью предупреждения, выявления, пресечения и раскрытия уголовных преступлений;

2) осуществление досудебного расследования уголовных правонарушений;

3) осуществление мер по розыску и аресту средств и иного имущества, которые могут быть предметом конфискации или специальной конфискации по уголовным правонарушениям, осуществляет деятельность по хранению средств и другого имущества, на которое наложен арест;

4) взаимодействие с другими государственными органами, органами местного самоуправления и другими субъектами для выполнения своих обязанностей;

5) осуществление информационно-аналитической работы с целью выявления и устранения причин и условий, способствующих совершению уголовных преступлений;

6) обеспечение личной безопасности работников Бюро и других определенных законом лиц, защита от противоправных посягательств на лиц, участвующих в уголовном судопроизводстве;

7) обеспечение на условиях конфиденциальности и добровольности сотрудничества с лицами, сообщают о коррупционных правонарушениях;

8) отчет о своей деятельности и информирование общества о результатах своей работы;

9) осуществление международного сотрудничества в пределах своей компетенции в соответствии с законодательством Украины и международными договорами Украины.

По правам работников Бюро, согласно закону, они наделены широким кругом полномочий. В некотором смысле, Бюро принимает на себя часть обязанностей иных органов.

За соблюдением законности в действиях Бюро будут следить работники прокуратуры.

Отдельно следует отметить, что для сообщения о факте коррупционного правонарушения, будет создана специальная телефонная горячая линия и будет предоставлена возможность подачи таких сообщений через официальный веб-сайт Бюро. Анонимные заявления и сообщения об уголовных правонарушениях будут рассматриваться при условии, что соответствующая информация касается конкретного лица, содержит фактические данные и может быть проверена.

По моему мнению, возможность заявлять о преступлении через Интернет, о чем говорится в Законе, было прописано абсолютно непродуманно со стороны законодателя. Ведь, действующим Уголовно-процессуальным кодексом не предусмотрена возможность сообщения о преступлении через Интернет. Поэтому, целесообразно было бы сначала внести соответствующие изменения в Уголовно-процессуальный кодекс и установить процедуру подачи таких сообщений и их регистрации, а потом уже декларировать такую возможность в Законе.

В своей странице на сайте Facebook.com народный депутат Украины из фракции «Блок Петра Порошенко» Сергей Лещенко сообщил, что Украина в 2015 году выделит 300 млн. грн. на Национальное антикоррупционное бюро.

Что ж, будем надеяться, что со вступлением Закона в силу, в Украине снизится уровень коррупции.

Комментарии

Нет комментариев. Ваш будет первым!

Как мы работаем?

Связь с нами

Свяжитесь с нами любым удобным для Вас способом

Консультация и анализ документов

Проводим анализ документов и консультируем

Выявляем обьем работы

Заключение договора

Заключаем договор об оказании юридической помощи

Предоплата 50%

Оплата половины гонорара

Выполняем работу

Показываем оговорённый результат

Полный расчёт

Оплата оставшейся части гонорара

Записаться на консультацию

Вы можете оставить заявку на консультацию, и мы свяжемся с Вами в удобное время.

Первичная консультация бесплатна. Не медлите – действуйте!